Психологический центр «Здесь и теперь»

Если ты будешь говорить с животными,
они будут говорить с тобой,
и вы узнаете друг друга.
Если ты не будешь говорить с ними,
ты не узнаешь их, а того,
чего ты не знаешь, ты будешь бояться.

Человек разрушает то, чего боится.

Индейская мудрость.

I. Зачем ведущему группа(ы)?

Человек не будет делать ничего, в чем он не видит смысла. Какой же смысл может быть в ведении групп? Зачем вам тратить время своей жизни на то, чтобы придумывать, набирать, вести группы, и затем расставаться с ними?

ВЕДЕНИЕ ГРУПП ЭТО ЧАСТЬ НАШЕГО ЛИЧНОГО ПРОЦЕССА ВЗРОСЛЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ, ВЫРАЖАЯСЬ СЛОВАМИ РОДЖЕРСА, НА ПУТИ К КОТОРОМУ НАС ПОДСТЕРЕГАЮТ ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С НАШЕЙ ЛИЧНОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Ведущий создает или возглавляет группу, чтобы продолжить вместе с ней свой личностный рост или погибнуть.

Альберт Эйнштейн заметил: «Наиболее важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были, когда создавали их».

Победе общественной предшествует победа личная, способность давать и выполнять обещания, данные другим, предшествует способность давать и выполнять обещания, данные самому себе. Нелепо ставить сущность впереди существования, пытаться улучшить отношения с другими, не улучшив самого себя. Вести группу, если сами вы никуда не ведете самого себя. “Нельзя достичь успеха в отношениях с другими людьми, не заплатив необходимую цену за успех в отношениях с самим собой”. (С. Кови).

Если применить эту максиму к процессу замысла, формирования, ведения и завершения групп их лидерами, то ГРУППА В ЭТОМ СМЫСЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. ЗЕРКАЛОМ – отражением наших внутренних конфликтов.
  2. КОНТЕЙНЕРОМ для переживаний терапевта. Для его психики.
  3. ПОЛИГОНОМ, на котором разворачивается внутренний конфликт ведущего, идет его война.
  4. ПРЕПЯТСТВИЕМ – группа будет мешать и самой себе, и ведущему двигаться по пути решения задач взросления. Эти процессы называются анти-группой.
  5. ПАРТНЕРОМ – группа приносит не только свои сложности, но и ресурсы для их разрешения. Так же, как и ведущий.
  6. ПСИХОТЕРАПЕВТОМ - группа работает над проблемами ведущего.

Для самого творца группа является отличным полигоном самопознания. Говоря словами И. Ялома: «Терапевт, который не может узнать о себе ничего нового в процессе собственной терапевтической работы – неудачник».

Группа много, что делает для своего создателя. Она и вмещает в себя его тревоги и неуверенность, держит его на плаву, лелеет его, как родная мать и журит, как строгий отец.

В то же время, группа может разрушить своего создателя, довести его до сумасшествия, сломать его волю и отбить у нег всякую охоту иметь дело с какими бы то ни было групповыми процессами. Как тут не вспомнить известного римского императора Веспасиана, удалившегося от дел и заведшего огород с капустой, лишь бы держаться подальше от групповых процессов. И это бесконечный процесс.

«Быть философом в полной мере значит отправиться в желанный край, согласившись стать обыкновенным странником, доехать до последней станции; это обязывает нас прилагать немало усилий в борьбе с враждебной стихией, через которую лежит наш путь». Новалис.

II. Группа и Анти-группа

ГРУППОВАЯ СИТУАЦИЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ СИЛЬНО ДИСТРЕССОВОЙ, АКТУАЛИЗИРУЕТ ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ У УЧАСТНИКОВ, И ПОБУЖДАЕТ К ПРИВЫЧНЫМ (ТРАВМАТИЧНЫМ) ФОРМАМ РЕАГИРОВАНИЯ. ГРУППА всегда имеет потенциальную возможность “СКАТИТЬСЯ” В ДЕСТРУКТИВ. Если вам, как ведущему, в какой-то момент показалось, что ситуация окончательно выровнялась, то значит вы просто пока не видите, какие новые проблемы вас ждут.

Отличия от индивидуальной терапии в том, что групповая энергия обладает мощным ресурсом и для многократного усиления, и для сильного подавления индивидуальных проявлений.

Анти-группа – деструктивные процессы, угрожающие функционированию группы.

Анти-группа тоже родом из детства участников. Поскольку практически все семьи сами по себе это анти-группы. Ими управляют не четкие принципы, а кризисы, настроения, быстрые решения и стремление к сиюминутному удовлетворению потребностей.

Едва возникает стресс или напряжённость, как тут же проявляются симптомы: люди становятся циничными, придирчивыми или молчаливыми или срываются на крик и слишком остро на все реагируют.

Дети, наблюдающие такие отношения, постепенно приходят к выводу, что единственный способ решения проблем - это правило "сражайся или сдавайся". С. Кови.

Или умиротворяй, то есть «прячь проблемы под ковер».

ЖЕРТВА. Участники испытывают страх, тревогу и недоверие к групповому процессу. Это часто подтверждается актуальным враждебным опытом в группе, как если бы тревожное предположение становилось бы самоисполняющимся пророчеством.

Если в группе много участников, которые имеют серьезные нарушения в результате травмы, т. е. были заброшены и отвергнуты собственными родителями и терпели оскорбления в свой адрес, то они склонны воспринимать терапевта как человека, не проявляющего эмпатии и отталкивающего, что вызывает сильное напряжение в терапии.

Второй силой является фрустрация нарциссических потребностей, так что вместо обеспечения эмпатического зеркала для индивидуумов, группа даёт опыт пренебрежения, депривации и подрыва самооценки. Проявление [exposure] себя в группе рождает чувства стыда и унижения.

НАСИЛЬНИК – АГРЕССИВНАЯ ПОПЫТКА НЕ БЫТЬ ЖЕРТВОЙ. Третьей силой оказывается агрессивная активность между членами группы. Это может проявляться напрямую в горячих конфронтациях, или не напрямую, в зависти, соперничестве и деструктивной конкуренции. Бывает, что группа не в состоянии контейнировать и конструктивно разрешить эти чувства, тогда она себя переживает как опасный фактор. «Это недостаток группы, она ненадёжная [опасная], угрожающая, выставляющая меня напоказ».

Негативный групповой перенос, например, проявляется в том, что недовольные, циничные или агрессивные участники группы могут недооценивать психотерапевта. Здесь контрперенос может подтолкнуть терапевта к отвержению группы. Психотерапевт будет отказываться вести группу, говоря, что им все-равно ничем не поможешь, испытывая некоторое облегчение и восстанавливая собственную самооценку.

Деструктивные типы функционирования Байон назвал «базовыми допущениями». Нитсун отмечает, что теория базовых координат [допущений; assumptions](зависимости, нападения-бегства, образования пар) в сущности является концепцией групповых деструктивных процессов, поскольку она изображает задачи группы подрываемыми ударами примитивных фантазий и поведения. Все три базовые допущения или примитивные установки поведения отражают все те же стороны треугольника Карпмана – диспозиция зависимости – это позиция Жертвы, бей-беги – это бессильное Насилие и образование пар – это поиск Спасителя.

К сожалению, группа обладает свойством усиления деструктивных процессов. Особенно в ситуации сильной неопределенности (которая всегда, например, соответствует стадии начала группы). Существуют эксперименты, в которых группа может молчаливо наблюдать, если ведущий унижает или отчитывает одного из участников. Круговая порука.

Если один из участников покидает группу, это тоже имеет более серьезное значение для всех, чем кажется на первый взгляд. Нет никого, включая ведущего, который бы не думал в такой ситуации о том, чтобы тоже покинуть группу. И иногда, кто-то уходит вслед за первым, если не будет проведена работа по стабилизации ситуации.

Все варианты группового сопротивления также можно отнести к проявлениям анти-группы и условно разделить по ролям: позиция Жертвы или базовая установка зависимости проявляется или в пассивности и молчании, и/или запросе руководства и советов. При этом, они вероятнее всего начнут играть в игру ‘да, но…’.

Другая подгруппа может включиться в эту игру, и начать давать советы, переходя к позиции Спасателя. Сюда же относят утешения типа: “Не расстраивайся, перемелется, мука будет”. Спасатели, как известно, обладают низкой толерантностью в выдерживании сложных и/или негативных чувств своих и чужих. Им скорее хочется или что-то сделать, или быстро утешить переживающего участника.

Демонстрация морального превосходства и монополизм это уже варианты внутригруппового насилия, за которыми прячется внутренняя неуверенность таких участников.

Деструкция в группе это и уклонение от участия в групповом психотерапевтическом процессе. Оно выражается (G.Corey, 1990) в:

  • частых пропусках встреч группы и постоянном опаздывании;
  • постоянных попытках превратить в шутку чувства и проблемы других участников или преуменьшить их значимость;
  • интерпретациях, вопросах, советах, внушении и др.;
  • постоянных попытках изменить тему дискуссии, как только поднимаются серьезные, глубоко личные вопросы взаимоотношений;
  • нежелании говорить о себе и открываться;
  • постоянном подчеркивании, что проблемы других участников более серьезные и требуют большего внимания;
  • интеллектуализации.

Одним из самых деструктивных проявлений анти-группы являются поиски «козла отпущения». Это такая ситуация в группе, когда один из участников (или несколько) становится объектом негативных чувств и отвергается другими участниками. Это исключительно групповой феномен, вариантами которого в социальных группах является моббинг, дедовщина, байкотирование и тп. Известно, что травля в группе невозможна без молчаливого или активного участия согласия и участия ведущего (руководителя). Это как раз ситуация, когда анти-ведущий сливается с анти-группой.

Таким же деструктивным является вариант поиска внешнего врага группы в лице руководства организации, других социальных групп (например, группа женщин может искать врага в лице мужчин), лидера страны и т.п..

III. Анти-ведущий

Групповые процессы в течение продолжительного времени могут быть деструктивными по отношению как к группе, так и к ее членам, так и по отношению к ведущему. То есть потерпевшими могут быть все стороны этого треугольника. Или две. Или весь треугольник в целом.

С другой стороны, надо говорить не только об АНТИ-ГРУППЕ, но и об АНТИ-УЧАСТНИКЕ и АНТИ-ВЕДУЩЕМ. Каждая из этих сторон треугольника обладает как конструктивным, так и деструктивным потенциалом.

Байон в своей работе «Опыт работы в группах» («Experiences in Groups») он говорил о том, как групповая деятельность становится примитивной и деструктивной, если руководитель упорно препятствует стремлению участников совместными усилиями выйти из тупиковой ситуации.

Получше разглядеть и групповые, и внутриличностные, и общие процессы помогает контрперенос. Изначально чувства контрпереноса у ведущего возникают под влиянием «внутреннего ребенка» терапевта, отношений с родителями в его собственной семье, а также его детского опыта.

С точки зрения психоанализа, который обращен в прошлое каждого из нас, и ищет там ответы на вопросы настоящего, группа есть отражение проблематики ее лидера. Всякий перенос это контрперенос. Группа и зеркало его личности, и его альтер-эго, и его лучшая часть, та с которой он склонен идентифицироваться, и его лекарство.

С другой стороны, группа это и Тень своего лидера, и его вытесненные части, и его разрушительные тенденции и силы. Лидер одновременно создает и поддерживает группу, и, в то же самое время, уничтожает ее. Так же, как и самого себя.

Все реакции контрпереноса можно схематически объединить как попадание в треугольник Карпмана. Который, как известно, является логическим следствием проективной идентификации, защиты, вынесенной из травматичного опыта индивида.

СПАСАТЕЛЬ
Как будет выглядеть групповод – Спасатель? ОПРОС

Реакции Спасателя

Например, промедление в решении вопроса о прекращении лечения может быть следствием контрпереноса в форме зависти терапевтов-мужчин по отношению к матерям.

Некоторые специалисты становятся терапевтами, чтобы доказать, что они лучше справляются с исполнением родительских ролей, нежели их собственные родители. В данном случае возникают чувства сильного контрпереноса, являющегося следствием вступления терапевта в контакт с теми аспектами его личности, которые игнорировали его родители, когда он сам был ребенком. Тогда терапевт развивает позитивный родительский контрперенос.

Так же особо следует отметить защитные и позитивные чувства терапевтов в отношении избегающих пациентов. Терапевт испытывает желание исправить несовершенства или восполнить неудачи в отношениях своих пациентов с родителями или другими значимыми фигурами, чрезмерные чувства могут побудить терапевта не исследовать болевые ощущения пациентов, или не применять агрессивные меры, считая этих людей слишком хрупкими и уязвимыми.

Попытки играть идеального родителя.

Клиентов рассматривают как жертв. Терапевты фантазируют о том, что могут позаботиться о участниках лучше, чем их настоящие родители, и подарить им тепло и любовь, которых эти люди всегда были лишены.

Также интересно проанализировать, с каким возрастом или с каким контингентом клиентов вы работаете. То есть, условно говоря, какого себя вы хотите спасти (с одной стороны), и какого себя вы спасти не можете.

ОПРОС

Такие высвобожденные фантазии могут привести терапевта к идентификации с идеальной родительской фигурой, он начинает верить в собственное всемогущество и способность справляться с отчаянием и безысходностью, испытываемыми клиентами, и отказывается признавать свои неудачи или поражения.

Или, напротив, он будет обвинять себя в том, что не является для них идеальной фигурой. Отсюда один шаг и в сторону позиции Жертвы, и в сторону позиции Преследователя.

Спасатель ищет любви. Он хочет, чтобы участники группы (или организации) любили его и восхищались им.

Именно терапевт-Спасатель легче всего отрицает наличие у себя контрпереноса, ведь это может угрожать его нарциссизму. Скорее всего, самооценка такого группового терапевта основана на идентификации с идеализированными родительскими фигурами, самой последней из коих был собственный психотерапевт групповода.

Терапевт может иметь неразрешенные эдиповы потребности и желания, объединяющиеся в одно желание - быть любимым и нужным. Члены группы ощущают сильные эмоциональные потребности терапевта и цепляются за него, надеясь любой ценой удовлетворить свою потребность в заботе и любви. Неосознанно ведущий может соблазнять участников группы – и эмоционально, и сексуально.

Есть такое высказывание: Доверие больше любви.

Желая доказать себе, что лучше справляется с ролью родителя (участников группы), может стать чересчур либеральным и услужливым, считая, что устанавливать границы очень не просто. Поскольку это с неизбежностью вызовет различные формы нарушения сеттинга, то терапевт может перейти к позиции или ЖЕРТВЫ или НАСИЛЬНИКА.

Бывает, что ведущему не так уж легко удерживаться в роли Спасателя, если среди участников, проходящих терапию, встречаются и те, кто вызывает у терапевта чувство соперничества или даже зависть. Такие реакции часто бывают в тренингах и обучающих группах для взрослых. Есть и такие участники, которые представляют угрозу нарциссизму терапевта. Это могут быть очень состоятельные люди, весьма успешные в своих профессиях, или даже наши коллеги, проходящие терапию или супервизию. ПЕРЕХОД К НАСИЛЬНИКУ ИЛИ К ЖЕРТВЕ.

Еще одна яркая особенность терапевта-Спасателя заключается в том, что ему бывает очень трудно смириться со страданием клиента. Очень нелегко бывает принять тот факт, что участник не счастлив, испытывает лишения; терапевт может относиться к этому терпимо, только если в состоянии справиться с собственной депрессией: в противном случае возникнет ситуация, когда психотерапевт не может допустить каких-либо проявлений сильной душевной боли.

РЕАКЦИИ ЖЕРТВЫ

  1. Непоследовательные действия. Например, терапевт сталкивается с трудностями в установлении и поддержании границ или, наоборот, устанавливает конкретные и жесткие ограничения к запросам своих пациентов. ПЕРЕХОД К НАСИЛЬНИКУ.
  2. Терапевт избегает выражать свои мысли и ощущения во время сессии, опасаясь агрессии, или наоборот, неожиданно и резко высказываются или протестуют против поведения пациента. ПЕРЕХОД К НАСИЛЬНИКУ.
  3. Также и в отношении нарциссических пациентов, терапевт ощущает раздражение, но пытаясь его подавить, часто отвлекается, выключается и испытывает разочарование.

    Такой разброс эмоциональных реакций может спровоцировать эмоциональную невовлеченность, отсутствие интереса и эмпатии, и в конечном счете, ввести в тупик, вплоть до прекращения терапии.

    Зависть к участникам. Попытки объединения с группой «против родителей».

Групповому психотерапевту приходится справляться с собственными сильными инфантильными желаниями, помимо тех, которые проецируются на него пациентами. Когда конфликты, проекции или реакции переноса участников группы затрагивают нереализованные в детстве желания терапевта, у него отмечается тенденция занимать оборонительную позицию и подавлять свои чувства. Терапевта начинают беспокоить формальности и установление границ, и он может стать чрезмерно требовательным и ригидным. ПЕРЕХОД К НАСИЛЬНИКУ.

Рассматривая другие примеры, можно обнаружить, что корни позиции Жертвы самого ведущего лежат в его неудовлетворенной потребности в зависимости. Сделав свой выбор в пользу работы с группами, терапевт отчасти удовлетворяет собственные потребности в зависимости. Однако в результате возникают реакции контрпереноса, усиливающие зависимость участников от терапии, которая не дает положительного эффекта.

Если группа проявляет агрессию или не реагирует на терапию, это легко может вызывать у терапевта ощущение бессилия, он чувствует, что под сомнение ставится его профессиональная компетенция. Вместо того чтобы быть готовым признать ограниченные возможности клиентов и свои собственные фрустрации, терапевт может отрицать подобные трудности, перекладывая на участников вину за то, что у них есть проблемы. Получается парадокс – ведущий в роли Жертвы может неосознанно винить клиентов в том, что они клиенты.

РЕАКЦИИ НАСИЛЬНИКА

Установление и поддержание границ и культуры в группе может происходить по-разному. Если групповой терапевт теряет позицию сотрудничества, то он может рационально объяснять проявление строгости в отношении своих клиентов. Но внутри он может быть движим враждебным отношением к ним.

Всем понятно, что агрессия может быть и активной, и пассивной. Дон Джексон сказал, что «главное действующее лицо не может не сообщать». Однажды я наблюдал группу, ведомую британским групповым аналитиком: один ее участник, отсутствовавший на шести предыдущих занятиях, пришел на две минуты позже. Терапевт внешне не проявил никакой заинтересованности к прибывшему пациенту и после занятия объяснил наблюдателям, что он не хочет влиять на группу, поскольку предпочитает, чтобы они сами выработали свои правила в отношении опозданий и прогулов занятий. Как бы то ни было, для меня стало ясно, что отсутствие у него реакции на прибывшего было актом влияния и очень важным устанавливающим нормы сообщением. Его группа в результате многочисленных подобных директив стала той, в которой не принято было заботиться друг о друге, и не выполняющей функции защиты, но ищущей методы снискания расположения лидера.

Шандор Ференци считал эмоциональное оставление худшей из травм, полагая, что нашей наиболее базовой потребностью является потребность в привязанности.

Психотерапевт может обладать чертами характера, свидетельствующими о потребности в определенном нарциссическом удовлетворении. Ни для кого из нас не секрет, что группы способны провоцировать сильные чувства беспомощности, неполноценности, никчемности, а также вызывать нерешительность. И у терапевта, ожидающего на бессознательном уровне одобрения со стороны группы, отношения к себе как к объекту восхищения и идентификации, легко может развиться негативный контрперенос, если этого не происходит.