Психологический центр «Здесь и теперь»
+7 (903) 724-80-43

 

 

Как ведущему оценить эффективность

работы гештальт-группы: 3 критерия

Наталия Спирина

Гештальт-группа – ценное место. В ней каждый ведущий старается создать атмосферу, в которой можно говорить о наболевшем, учиться доверять, пробовать вести себя не так, как привычно, осваивать новые модели отношений. Участники говорят, что самая большая радость от работы в группе – ощущение, что ты больше не одинок. Жизнь приобретает новые смыслы, появляются люди, которые делят не только твою боль, но и самые скромные успехи.

Но достаточно ли этого? Как ведущему понять – правильно ли идет работа? В каком направлении двигаются участники? Как определить, эффективен ли он, как ведущий? Назовем 3 критерия самооценки, которые помогут найти ответы на эти вопросы.

1. Понимать цели, задачи группы и уметь подводить итоги работы

Для того, чтобы отслеживать, как продвигается работа, нужно, прежде всего, понимать цели и задачи, стоящие перед ведущим и участниками – в целом, на протяжении всего существования группы, и на конкретной сессии. Под цели и задачи подбирают формат группы и правила ее работы: состав участников, частоту и количество встреч, закрытая группа или открытая, правила группы (какие они, кто их ввел). Например, в закрытых группах может быстрее создаваться атмосфера, в которой участники открываются, искренне и глубоко говорят о важных для себя вещах, формируются близкие и стабильные отношения. Группа может быть ограничена рамками темы, вокруг исследования которой и будут выстраиваться все групповые процессы.

Подведение итогов – один из важных критериев оценки работы группы и ведущего. Их проводят на последних встречах и небольшие – в конце каждой сессии: что поняли про тему (если группа тематическая), как жизнь в группе отражается в личном опыте участников, какие решения в итоге принимают, какие изменения начинают происходить или уже произошли в их жизни. То есть по отзывам ведущий и сами члены группы понимают, насколько эффективной была группа или встреча, выполнила ли заявленные цели и задачи.

2. Способность ведущего к самораскрытию и опоре на свои чувства

В гештальт-группах ведущего рассматривают как часть группы, равноправного и активного ее участника. Он не отстраненный интерпретатор групповых процессов и не гуру, дающий указания. Говоря спортивным языком – он играющий тренер, способный быть живым примером для остальных игроков. Он и участник, и организатор процессов. Поэтому ведущий должен быть способен к искреннему и честному разговору и предъявлению своих чувств, сообразно моменту.

Из своего многолетнего опыта работы с группами я точно знаю, что группу очень трудно обмануть, скрыть от нее то, что чувствуешь, она всегда подмечает и очень точно показывает мне то, что я чувствую, подчас очень прямолинейно выражая свое отношение к моей попытке скрыть это.

В оценке собственной работы групповой терапевт может опираться на свои ощущения и эмоции, прислушиваться к ним. Помогают вопросы – каково мне сейчас в этой группе, что я чувствую, могу ли быть искренним и открытым, чувствую ли я себя сейчас безопасно. Все это ценная информация о происходящих в группе процессах.

3. Знание этапов развития группы и групповой динамики

Группы растут и развиваются по определенным законам, на каждом этапе свои особенности. Так, на одном из первых этапов в группе возникает общее переживание сплоченности, воодушевления и радости друг от друга. А чуть позже оно сменяется конфликтами, нападением на ведущего, обвинениями в некомпетентности, черствости, преднамеренном и злостном нарушении границ участников. В этот момент и в группе, и у ведущего возникает много напряжения, страха, злости и отчаяния.

Знание этапов развития группы помогает сохранить устойчивую профессиональную позицию, не поддаваться на провокации и сохранять способность к принятию и поддержке чувств участников.

Распространенная ситуация – ведущий не сглаживает ссоры участников, а преднамеренно усиливает конфронтацию в группе с целью «помочь выразить злость». Это неплохо, но ведущий может не всегда верно оценивать динамику на каждом этапе развития группы. Умение отстаивать свои границы лишь один из этапов. Если застрять на нем, у участников есть риск не продвинуться в понимании себя, других людей, не научиться создавать и поддерживать хороший контакт с окружающими. Ситуация может выйти из-под контроля, группа начнет «разваливаться», нарушится ощущение безопасности и доверия. Поэтому ведущий обязан видеть феномены, которые свидетельствуют о прохождении группой каждого этапа.

Зная эти три критерия оценки своей работы, вы сможете работать с группами более уверенно и безопасно для себя и участников.