Психологический центр «Здесь и теперь»

Человек разрушает то, чего боится.
Индейская мудрость.

Процессы в терапевтической группе могут надолго стать деструктивными. И причиной может быть сам ведущий, который превратился, сам того не замечая, в анти-ведущего. Ведь группа – отражение проблематики лидера, его Тень, вытесненные части, его разрушительные тенденции и силы. Чтобы понять, почему процессы в группе стали патологичными, ведущему стоит обратить внимание на свой контрперенос. То есть на три роли в треугольнике Карпмана, которые будут проективной идентификацией ведущего. Рассмотрим, как это проявляется в группе.

Ведущий-Спасатель

Некоторые специалисты становятся терапевтами, чтобы доказать, что они лучше справляются с родительством, чем их собственные родители. Они позитивно реагируют на избегание клиентов, членов группы. Хотят исправить несовершенства или восполнить неудачи в отношениях клиентов с родителями. Сильные чувства могут остановить такого ведущего в исследовании глубоких переживаний. Он не использует агрессию, считая людей слишком хрупкими и уязвимыми.

Ведущий-Спасатель клиентов рассматривает, как Жертв. Иногда начинает верить в собственное всемогущество и способность справляться с бессилием, группы и отказывается признавать свои провалы. Или винит себя в том, что он не идеальная фигура. Тогда ведущий делает шаг в сторону позиции Жертвы или Насильника – начинает жаловаться или обвинять.

Спасатель ищет любви. Он хочет, чтобы участники группы любили его и восхищались. Именно терапевт-Спасатель в первую очередь отрицает свой контрперенос, ведь это может разрушить его идеализированно выстроенный образ себя как помощника и Спасителя.

Он может стать чересчур открытым и демократичным, считая, что устанавливать границы не обязательно. Когда это вызывает нарушение сеттинга, может перейти к позиции Жертвы или Насильника. Ведущему бывает нелегко удерживаться в роли Спасателя, и он даже начинает завидовать, если среди участников есть очень состоятельные люди, успешные в своих профессиях, коллеги, проходящие терапию или супервизию.

Еще одна яркая особенность терапевта-Спасателя в том, что ему бывает очень трудно смириться с болью клиента. Очень нелегко бывает принять, что участник не счастлив, в отчаянии. Терапевт может быть терпеливым, только если умеет справляться с подобными чувствами внутри себя, со своей депрессией.

Чтобы избежать ловушки, психологу стоит проанализировать, с клиентами какого возраста или с каким контингентом клиентов он работает. То есть, условно говоря, какого себя он хочет спасти и какого себя спасти не может.

Терапевт-Жертва

Такой терапевт непоследователен. Например, он сталкивается с трудностями в установлении и поддержании границ или, наоборот, устанавливает конкретные и жесткие ограничения к запросам своих пациентов и становится Насильником.

Терапевт-Жертва избегает выражать свои мысли и ощущения во время сессии, опасаясь агрессии, или наоборот, неожиданно и резко высказывается или протестует против поведения клиента, переходя в позицию Насильника.

В отношении нарциссических пациентов ощущает раздражение (это очень частый феномен в отношении клиентов такого типа), но пытаясь его подавить, часто отвлекается, выключается, испытывает разочарование. Тогда ему оставаться эмпатичным, поддерживать интерес к группе и клиенту, что приводит к тупику в терапии.

Многие авторы описывают феномен бессознательной зависти терапевта к участникам своей группы и попытки объединиться с группой «против родителей». Это тоже проявление позиции Жертвы, когда терапевт жалеет себя за свое несчастное детство, и бессознательно считает клиентов везунчиками – у них же такой классный психотерапевт, то есть он сам.

Психотерапевту приходится справляться с собственными сильными инфантильными желаниями. Когда злость, проекции участников группы затрагивают желания терапевта, детские и нереализованные, он занимает оборону и начинает подавлять свои чувства. Это может проявиться в беспокойстве о формальностях и границах.

Если участники группы конфликтуют или группа не реагирует на терапию, это вызывает у терапевта-Жертвы ощущение бессилия, он чувствует, что под сомнение ставится его компетенция, как профи. Он не готов признать ограничения клиентов, отрицает трудности, перекладывает вину за неуспех на участников.

Терапевт-Насильник

Терапевт-Насильник теряет позицию сотрудничества, причем рационально может хорошо объяснять причины проявления строгости к группе. Но на самом деле его поведение скорее враждебно.

Всем понятно, что агрессия может быть и активной, и пассивной. Например, в одной группе участник отсутствовал на шести предыдущих занятиях, а на текущую встречу опоздал. Ведущий не проявил никакой заинтересованности к прибывшему и после занятия объяснил, что он предпочитает, чтобы группа сама выработала правила в отношении опозданий и прогулов. Игнорирование опоздавшего – скрытая агрессия – было неосознанным влиянием ведущего на участников, которое группа быстро считала. В ней со временем перестали заботиться друг о друге, а только искали расположения ведущего.

Шандор Ференци считал эмоциональное оставление худшей из травм, полагая, что самой базовой потребностью является потребность в привязанности. И если терапевт становится Насильником, то нет никаких гарантий, что участники группы не попадут в ситуацию ретравматизации, что не только анти-терапевтично, но и напрямую вредит клиентам.

Чтобы быть эффективным групповым ведущим и не стать анти-ведущим, нужно знать, в какую роль – Жертвы, Спасатели и Насильника – вы склонны впадать. Отслеживать свои бессознательные реакции поможет супервизия и личная терапия.