Психологический центр «Здесь и теперь»

Тема влияния личности психотерапевта на процесс психологической помощи клиенту не нова, но всегда актуальна. И ставит перед нами огромное количество нерешенных вопросов:

Что такое личность?
У каждого ли человека есть личность?
Какая личность должна быть у психотерапевта?
А у представителей разных психотерапевтических школ должна быть какая-то определенная личность (набор личностных черт) или всем психотерапевтам должен быть присущ один определенный личностный рисунок?
При каких условиях личность становится инструментом психологической помощи, а при каких она мешает психотерапевтическому процессу?
Что такое развитие личности? Куда она должна развиваться? И как узнать, развивается она или нет?
При взаимодействии двух личностей – психолога и клиента – меняются обе? Или только одна? И как именно?
Должны ли вообще эти изменения происходить? Если да, то как их померить?
Надо ли вообще ставить задачей терапии изменение личности клиента? и т.д., и т.д., и т.д. …

Я в своей статье, безусловно, не претендую на то, чтобы ответить на все эти вопросы, и даже осветить их в полной мере. Я лишь предлагаю поговорить о том, что такое личность и зачем она психотерапевту.

Итак, давайте начнем с того, что же такое личность?
Точное определение дать сложно. Этим занимались и занимаются психологи всех направлений, и однозначной формулировки до сих пор нет.
Даже отец психологии личности Гордон Олпорт, отчаявшись найти точное определение этому понятию, однажды на вопрос, а что же такое личность, сказал, что это объективная реальность. В том смысле, что она точно существует, но, по сути, это все, что о ней известно.
Но попытки не останавливаются до сих пор, и, наверное, никогда не закончатся.

Изначально личность была только у субъектов правовых отношений. И это закрепилось в нашем языке под словом “лицо” – “физическое лицо”. И, соответственно, дети и недееспособные граждане субъектами правовых действий не являются. Раньше ими не были и рабы, и женщины.

Само слово связано с нашей способностью иметь или нести лицо, лик. Сравните – безликий. На лице видны следы внутренних и внешних процессов человека. Например, слово “персона” появилось в нашем языке от слова “парсуна”, то есть портрет. Вспомните хотя бы “Портрет Дориана Грея”.
Личность – это то, что соединяет воедино и проявляет все процессы, которые происходят с человеком. “На лицо” наличие личности или ее отсутствие, извините за каламбур.

Сальваторе Мадди, крупный исследователь проблемы личности, определяет ее как совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. 

Тем из нас, кто исповедует гештальт-подход, ближе понимание личности через понятие Self, которая осуществляется через процесс контакта со средой и выбора адекватного способа функционирования. Одной из важных задач гештальт-терапии является “прокачка” Эго-функции – способности к принятию осознанных и адекватных решений. Но принять и осуществить принятое решение еще не значит сделать Выбор. Для этого часто вполне хватает привычек, закрепленных в характере.

Вообще, позволю себе сделать несколько парадоксальное утверждение, но для обычной жизнедеятельности личность не нужна. Характера и индивидуальности вполне достаточно.

Здесь стоит обратиться к известному нам разделению направлений психотерапии. Психоанализ глубоко исследует наши Ид-процессы, когнитивно-поведенческая терапия ориентирована на прокачку функции Персонелити. Гештальт-терапию интересует функция Эго, приспособления к среде. Пафос гуманистического направления в том, что оно пробует возродить в человеке стремление к реализации высших ценностей.
Как вы видите, сама последовательность возникновения и развития основных психотерапевтических школ как будто отражает процесс онтогенеза человека и, соответственно, процесс развития его личности. Психоанализ – раннее развитие, КПТ – школа, институт, работа, экзистенциально-гуманистическое направление ориентировано на период зрелости и те задачи, которые она ставит перед человеком.

С особой остротой вопрос о качествах и самом Качестве Личности психолога поставлен гуманистическим подходом. Именно в нем мы находим идеальную модель психолога с определенным набором личностных черт. Это связано именно с гуманистической направленностью на систему “человек-человек”. Ни в когнитивно-поведенческой (по сути, обучающей), ни в психоаналитической (по сути, медицинской) психотерапии нет представления о равенстве позиций психолога и клиента.
Но, с другой стороны, клиенты всех психотерапий отмечают личностные черты психолога как один из основных целебных факторов. И здесь хочется спросить, зачем им (клиентам) наша личность? Главное же личность самого клиента! Главное, чтобы метод работал и приносил пользу! Но все не так просто. И вспоминается чеховское: “Человек, выведи меня отсюда!” Чтобы выбраться из пучины страданий, из лабиринта неопределенности и страхов, нужен именно Другой Человек, Личность.

Здесь позволю себе сформулировать свое определение личности.

Личность - это интегральная характеристика человека, которая позволяет нам удерживать собственную целостность; встречать, не разрушаясь, удары судьбы, противостоять деструктивным внутренним тенденциям и полно реализовывать себя в этом мире.

Для успешного решения всех этих непростых задач свою личность надо развивать. Если наш характер это скорее анахронизм, прошлое, то развитая личность это наше будущее, наш проект, который все время должен находится в работе. Говоря словами Эриха Фромма: “Самый важный плод наших усилий – это наша собственная личность”.
Ему вторит американский психиатр Томас Сас: “Индивидуальность - конечный продукт выборов, которые человек сделал. Тот, кто не принимает решений, за последствия которых он несет ответственность, не реализуется как индивид. Эго, "я", личность - назовите как угодно - вступает в существование и растет через процесс принятия ответственных решений.“

Интересен еще такой нюанс – личность нельзя иметь. Иметь можно характер, даже индивидуальность, но не личность. Никогда не задумывались, почему так? Личностью можно только быть.
Это старый разговор и важный выбор – иметь или быть?

Поэтому тема личностных характеристик психолога это не разговор о том, как приобрести (а затем иметь) определенные качества, которые пригодятся нам в работе. Хотя это тоже неплохо. Но тогда я не субъект, а объект трудовой деятельности. Я – ее инструмент. Хороший, качественный… станок.

А быть кем-то (например, психологом) значит осуществлять собственное бытие-в-мире через это занятие и этот способ жизни.
А нашу профессию вообще сложно определить через то, что мы имеем. Да и что вообще может иметь психотерапевт? Клиентов? Ну, во-первых, мы их не имеем (в нашей стране рабство отменили в 1861 году)))))). Да и никто не знает, сколько у какого-то терапевта клиентов. Книги или статьи? Так ведь можно писать книги и не быть психотерапевтом. Ну и так далее.
Да и сама наша деятельность не подразумевает создание какого-либо объекта или предмета. Ее результаты трудно померить и зафиксировать.
Мы можем только быть. Экзистировать.

Для этого нам и нужна личность.

Слабая и сильная.
Устойчивая и не очень.
Конформная или самостоятельная.
Цельная или фрагментированная.
Зрелая и неразвитая.
Интегрированная или диффузная.
Творческая или примитивная.

По сути, личность нужна только для того, чтобы осуществлять Выбор. Только в нем она проявляется. И даже более - Выбор и есть личность.
“Именно свободный выбор создаёт личность. Быть — значит выбирать себя.“ —  говорит Альбер Камю.

Личность имеет несколько векторов, по которым она развивается. И само движение по этим векторам делает нас личностью.

Вектор номер один – Автономность.

Шри Нисаргадатта Махарадж говорил: “Нет такой вещи как личность. Есть только связанность и ограничения. Их общая сумма составляет личность. Вы думаете, что знаете себя, когда знаете, чем вы являетесь. Но вы никогда не знаете, кто вы. Личность только кажется существующей, как пространство внутри кувшина кажется обладающим определённой формой, объёмом и запахом кувшина. Поймите, что вы не то, чем себя считаете. Боритесь со всей своей силой против представления о том, что вас можно назвать и описать. Это неправильно. Отказывайтесь думать о себе в терминах того или этого. Нет другого пути из несчастья, которое вы создали для себя слепым принятием фактов без исследования. Страдание — это призыв к поиску, любая боль требует исследования.“
Автор обращает внимание на то, то путь автономного существования это вечный поиск свободы и от внешних, и от внутренних ограничений и описаний себя. Это постоянное исследование себя, в котором страдание – это топливо для изменения личности.

Вектор номер два - Саморегуляция.

А.Н.Леонтьев: “Правда состоит в том, что структура личности не сводится ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизированности, что ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними”.
Мы находимся в постоянном конфликте и в постоянной борьбе. На перекрестке желаний и возможностей, долга и свободы, причастности и изоляции… Личность это та инстанция, которая позволяет нам саморегулироваться, но делать это на основе выбранных именно нами приоритетов, учитывать, а иногда и противостоять и внутренним, и внешним требованиям. И эта же наша способность расширяет и обогащает личность.
Здесь вспоминаются слова актёра, продюсера и музыканта Киану Ривза:
“Очень просто убежать от проблем или трагедии в жизни. Чтобы продолжать двигаться, человеку нужно использовать опыт прошлого. После этого появится лучшая версия личности. Если спрятаться от трудностей, то человек ничего не достигнет в этой жизни.“ 

Вектор номер три – Развитие.

В теме развития личности, так уже набившей оскомину, нужно сказать о внутреннем мире человека. Многих людей их внутренний мир совершенно не интересует. Они не знают о его существовании. А ведь творческое приспособление к среде, наше полноценное бытие-в-мире невозможно без обработки внешних и внутренних событий в глубине нашего естества. Этой цели и служит Личность.
Задача психотерапии и самого психотерапевта – выстраивание, обустройство, в первую очередь, внутреннего, а не внешнего мира. Отличительная черта развитой личности – богатый внутренний мир.
Если мы не возделываем наш внутренний сад, то мы всегда будем зависеть от среды – или бежать, встречаясь со страхом близких отношений или приближаться, но с постоянной боязнью быть отвергнутым, нелюбимым, испытывая мучительное чувство стыда.
А в нашем внутреннем мире Личность это, если угодно, садовник. И изменения, привнесенные ею, обязательно проявятся вовне.
Поэтому развитие личности – это процесс облагораживания своего внутреннего содержания.

Вектор номер четыре - Диалогичность.

“Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает,” – говорил Ф.Энгельс.
Диалог предполагает серьезное знакомство и со своими внутренними частями (и диалог с ними), и соотнесенность с внешним контекстом жизни, с другими людьми. Эту сложную работу может делать только личность (ну, и как мы уже говорили, это же ее и развивает).

Все четыре процесса находятся в целостном единстве, поддерживая и укрепляя друг друга, создавая некую внутреннюю синергию, которая, по сути, личностью и является.

Быть личностью это Вызов, для которого нужно Мужество.
Мужество быть, говоря словами Пауля Тиллиха.

(Кстати, слово “мужество” имеет интересный корень – “муж”. Муж – не в смысле “мужчина” (хотя, как мы помним, раньше считалось, что личность есть только у них), но в смысле зрелый. “Слова не мальчика, но мужа”.)

С какими же Вызовами сталкивается каждый психотерапевт, которые составляют ежедневную ткань нашей деятельности?

Говорить правду.
Отказать.
Выйти на границу контакта.
Конфликтовать.
Быть добрым.
Рисковать (действовать в условиях неопределенности - недостаточной информированности и понимания).
Признать ошибку.
Благодарить.
Следовать цели, встречаясь с бессилием и отчаянием.
Учиться.
Встречаться с собой.
Быть уязвимым.
Говорить от первого лица.
Отказываться от себя.
Уступать.
Растворяться.
Не отвечать злом на зло.
Быть верным выбранным принципам психотерапии.
Не позволять обесценивать.
Отказаться от работы, денег, статуса.
Перенаправить клиента.
Выдержать оценку.
Признавать ограничения.
Отказаться от позиции Жертвы.
Отказаться от позиции Спасателя.
Отказаться от позиции Насильника.
Признавать собственный вклад в личностные и жизненные изменения клиента.
Быть аналитиком, видеть картину в целом, не принадлежать никому и ничему.
Доверять жизни.
Признавать свою историю.
Быть менее счастливым (удачливым, богатым и т.п.), чем клиент.
Быть более счастливым (удачливым, богатым и т.п.), чем клиент.
Быть единственным мастером.
Жить в состоянии постоянной неудовлетворенности.
Не поддаваться соблазну (быть одиноким).

Говоря об одиночестве, хочется вспомнить слова известнейшего русского мыслителя Н. А. Бердяева: «...человек имеет священное право на одиночество, так как через моменты одиночества рождается личность, самопознание личности, в одиночестве переживается единичность и неповторимость своего "Я"». Он, как и К. Ясперс, считает одиночество необходимым элементом экзистенции человека, способствующем раскрытию внутреннего мира и становлению личности.
Им вторит К. Мустакас, в основе концепции которого лежит противопоставление «суеты одиночества» и истинного, экзистенциального одиночества. «Тревожное предчувствие одиночества», или «беспокойство по поводу одиночества» (loneliness anxiety), представляет собой систему защитных реакций. “Суета одиночества” толкает человека к принятию необдуманных решений, которых он, по сути, боится и за которые не готов брать ответственность на себя, ему хочется ее с кем-то разделить. И тогда он устремляется к установлению новых связей, контактов, пытается проводить больше времени в якобы плодотворном общении с другими людьми. Но это еще дальше уводит его от “одиночества самопознания”.

В заключение стоит рассмотреть пятый вектор, являющийся так же, как и другие нами рассмотренные, одновременно и способом развития личности и ее продуктом. Как художественное творчество невозможно без творца, но сам этот процесс делает художника художником.

Итак, вектор номер пять Плодотворность – создание ранее не существовавшей реальности.

Зигмунд Фрейд писал: “Люди находят действительность неудовлетворительной и поэтому живут в мире фантазий, воображая себе исполнение своих желаний. Сильная личность воплощает эти желания в реальность. Слабая так и живёт в этом своём мире и её фантазии воплощаются в симптомы различных болезней.“

Без плодотворности все остальные силы личности, - ее автономность, способность ‘’руководить” процессом саморегуляции человека, диалогичность, укрепление и развитие, - пропадут втуне. Это будет похоже на дерево – красивое, сильное, но бесплодное.

В процессе плодотворной деятельности личность реализуется, находит самое себя. И тогда мы не только приобщаемся к миру, не только выделяемся из него, - мы его создаем.

А если вернуться к деятельности психотерапевта, то плод его усилий – создание пространства психотерапии, с каждым новым клиентом и каждый раз заново, но с опорой на ее корни. Вернее, со-творчество, со-здание вместе с клиентом, в процессе Встречи их Личностей.