ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Как помочь ребенку, когда он уже немаленький, но еще не взрослый? Когда он уже хочет быть, как старшие товарищи, но его еще не воспринимают всерьез.
Психологический тренинг для детей 10-12 лет «Я - взрослый» учит в интересной и серьезной форме исследовать, а затем преодолевать сложности начала переходного периода. На занятиях ребенок узнает о себе, разбирается с тем, что происходит с ним и вокруг него.
Цель занятий – сопровождение детей подросткового возраста – развитие рефлексии (понимание себя), осознование своих чувств и эмоций, расширение ролевого репертуара, разрешение психологических сложностей подростков (стеснительность, замкнутость, повышенная агрессивность, возбудимость, низкая самооценка, сложности в отношения, сложности в конфликтах и т.д.).
На занятиях по программе «Я - взрослый» дети учатся:
- ценить себя и других;
- находить пути решения конфликтов;
- разбираться в отношениях с ровесниками и взрослыми;
- опираться на собственные сильные стороны;
- чувствовать и воспринимать тело, как помощника в решении жизненных задач.
Распространенные проблемы младшего подростка:
Уже взрослый, но еще ребенок
Значимый для подростков момент – факт собственного взросления, который активно доказывается родителям, сверстникам и самому себе.
В этот период подростки отстаивают свои права, но при этом пренебрегают обязанностями. Стоит отметить интересный феномен: многие подростки претендуют на те права, которые еще не умеют использовать. Так, возникает противоречие: с одной стороны, наблюдается стремление к излишнему эмоциональному отстаиванию своих прав, с другой – страх их использования. Подросток требует признания того, что еще не сформировалось.
Слушаться старших, значит быть маленьким
В начале подросткового периода родители сталкиваются с такой проблемой: ребенок нарушает установленные правила, хотя раньше эти правила не вызывали у него отторжения. Дело в том, что для подростка становится важным нарушать запреты.
Это связано с особым мнением подростков: идти за запретами и советами родителей значит быть маленьким, нарушать – быть взрослым. Отделение подростка от семьи - необходимый и естественный процесс для этого возраста. Установление новых партнерских отношений с окружающими является предпосылкой достижения подростком зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь.
Психологический тренинг для детей «Я – взрослый» направлен на формирование психологического здоровья и выполнение возрастных задач развития в подростковый период.
Методы и приемы, используемые в ходе тренинга:
Ролевые игры
Дают возможность ребенку выработать новые, продуктивные установки. Для этого в группе разыгрываются ситуации реальной жизни ребенка, где он оказывается перед необходимостью изменить свои установки, в случае если они являются неэффективными.
Психогимнастические игры
Способствуют принятию себя, своих качеств характера, принятию своего прошлого настоящего, будущего, пониманию своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры
Помогают подростку устанавливать контакт с другим человеком, находить достоинства в других, оказывать поддержку, сотрудничать.
Дискуссионные игры
Развивают умение выражать собственные идеи, мысли, чувства, а также слушать и слышать различные точки зрения на проблемы, заявленные в программе.
Релаксационные игры
Снимают внутреннее напряжение.
В результате прохождения психологического тренинга для детей «Я - взрослый» ребенок сможет:
- познакомиться с эмоциями и чувствами, которые переживает;
- преодолевать стеснение и неуверенность;
- выражать мысли, идеи, делиться собственными переживаниями;
- управлять выражением чувств и эмоциональных реакций;
- расширить знания о себе и других;
- научиться прислушиваться и слышать себя и окружающих;
- устанавливать новые знакомства, создавать и поддерживать партнерские отношения;
- договариваться и разрешать конфликтные ситуации;
- планировать и действовать.
В продолжение психологического тренинга для детей «Я-взрослый» родители имеют возможность:
- получить ответы на все вопросы относительно стратегии работы группы;
- узнать об особенностях подросткового возраста в целом и конкретно своего ребенка;
- получить рекомендации по установлению доверительных отношений с подростком;
- снять свое эмоциональное напряжение, возникшее на начальном этапе переходного возраста ребенка.
Программа тренинга «Я-взрослый»
Тренинг состоит из 4-х тем:
- «Познакомимся!?»;
- «Здравствуйте, мы ваши чувства!»;
- «Настоящая дружба – этому нужно учиться»;
- «В поисках опоры. Подросток-родитель: противостояние – принятие».
Каждой теме посвящено шесть занятий. Помимо этого в структуру тренинга входят два занятия – одно (первое занятие «Встреча») посвящено первичному знакомству, другое (последнее занятие «Прощание») посвящено подведению итогов.
План тренинга «Я – взрослый»:
Встреча.
Занятие посвящено первичному знакомству друг с другом; устанавливаем контакт, снимаем напряжение, формулируем правила группы.
Познакомимся!?
На занятиях, посвященных этой теме:
- продолжаем знакомиться с участниками группы;
- продолжаем обсуждать правила, при необходимости корректируем их;
- знакомимся с самим собой, со своим характером и темпераментом;
- расширяем представление о себе, о своих возможностях и ограничениях;
- получаем обратную связь о себе от других участниках.
Здравствуйте, мы ваши чувства!
На занятиях, посвященных этой теме:
- расширяем знания о чувствах и эмоциях;
- распознаем эмоции и чувства (обида, злость, страх, интерес, радость и т.д.) у себя и других людей;
- расширяем ролевой репертуар.
Формируется групповая сплоченность.
Настоящая дружба – этому нужно учиться.
На занятиях, посвященных этой теме:
- разбираемся кто это настоящий друг, приятель, знакомый;
- продолжаем учиться слышать и слушать друг друга;
- пробуем разобраться в том, что такое поддержка и как можно поддерживать; отстаиваем себя;
- учимся говорить нет;
- понимаем свое отношение к критике и комплиментам;
- пробуем давать конструктивную обратную связь.
В поисках опоры. Подросток-родитель: противостояние – принятие.
На занятиях, посвященных этой теме:
- исследуем отношения с родителями;
- учимся договариваться;
- понимаем требования, которые предъявляют родители;
- обозначаем права, которые есть у подростка.
Прощание.
Подведение итогов, завершение групповой работы.
Ведущая Чебан Анастасия – практический психолог, преподаватель психологии, гештальт-консультант, специалист Психологического Центра «Здесь и Теперь».
Перед началом занятий рекомендуется пройти собеседование с психологом - ведущим группы для того, чтобы определить проблемные зоны вашего ребенка и на занятиях направить усилия на устранение этих проблем.
Аудитория: дети в возрасте 10-12 лет.
Формат: группа цикличная | постоянная.
Расписание: один раз в неделю.
Суббота: 12.00 - 14.00 - группа 1.
Суббота: 16.00 - 18.00 – группа 2.
Место проведения: м. Парк Культуры, Померанцев переулок.
Стоимость:
Собеседование перед группой - 2 500 рублей.
4 занятия - 6 000 рублей.
Консультация в процессе группы (по желанию) – 1000 рублей.
Итоговая консультация для родителя и ребенка (после завершения группы) – бесплатно.