Психологический центр «Здесь и теперь»

Вопросы специалистам центра

- 4 -

По терапии

  • Здравствуйте, психологи! Я никогда не говорила своему мужу, что не хочу, чтобы он изменял мне. Думала, что каждый человек это должен понимать сам. Но он изменил мне и не считает, что это предательство. Скажите, что мне теперь делать? Не знаю, как правильно поговорить с ним об этом.

    Здравствуйте! Измена может быть только в том случае, когда человек нарушил данное вам слово. То есть нарушил определенный, понятный, принятый с обеих сторон договор. Если вы подразумевали, что муж будет вам верен, но никогда явно и прямо не говорили ему об этом, не обсуждали с ним, что для вас неприемлемо в браке, то назвать его отношения с другой женщиной изменой будет неправомерно. Это объективный критерий.
    Но есть и субъективный - тяжкое ощущение предательства со стороны близкого человека. Измена всегда связана с психологическим конфликтом, лежащим в глубине супружеских или любовных отношений. Пара боится вскрывать конфликт и тогда он находит «лазейку» в виде привлечения «третьего». Часто измена является возможностью изменить отношения и сохранить их. Обнаружение факта измены похоже на то, как вскрывается болезненный нарыв, который мог зреть годами. Подумайте – о чем вам трудно было говорить друг с другом и почему? Что хотел сказать вам муж своей изменой? Чего не хватает в ваших отношениях?
    Задача вашей пары в данной ситуации – разобраться со скрытыми конфликтами и таким образом, оздоровить отношения. Чтобы разговор с мужем не превратился в поток взаимных обвинений и упреков, лучше это сделать в безопасной, конфиденциальной обстановке психологической консультации.

  • Моя дочь думает когда ей лучше выходить на работу и отдать ребенка в детский сад, советуется со мной – бабушкой, а что считает по этому поводу психология?

    Если возникает такой вопрос, значит, есть возможность выбора, и это прекрасно.
    Если есть возможность маме или бабушке не работать, то лучше всего отдавать ребёнка в детский сад после четырёх лет. К этому времени, как правило, завершается кризис трёхлетнего возраста, у малыша неплохо развита речь и он нуждается в сверстниках для совместных игр.

    1. О кризисе 3-х лет известно большинству современных родителей, но он всё равно наступает неожиданно и причиняет немало огорчений и детям, и взрослым. В основном он происходит в возрасте с 2 до 4 лет и может длиться несколько месяцев. Это очень важный период в жизни человека. Суть его в том, что для ребёнка наступило время ещё немного отделиться от мамы. Физически он уже это сделал, когда просто родился, перестал питаться грудным молоком, научился ходить. Но теперь малыш в большей степени осознаёт себя как «Я» в личностном плане. Он спорит, требует, возражает, своевольничает и редко хочет того же, чего ждёт от него близкий взрослый. В этот период, очень непростой для родителей, ребёнку трудно вдвойне и он особенно сильно нуждается в любви и поддержке своих близких. Именно поэтому нежелательно отдавать малыша в детский сад в такое время. Привыкание к новым условиям и отсутствию родителей рядом требует много сил, а в период кризиса внутренние силы детей направлены на его преодоление.
    2. В 4 года хорошее развитие речи позволяет ребёнку спокойно общаться с ровесниками и взрослыми. Малыш может доступно изложить просьбу или правила игры. А мама может получить внятный рассказ о событиях дня в её отсутствие.
    3. После четырёх лет детям очень нужны сверстники. Наступает ценнейшее время для освоения социальных норм и правил. Взрослые многое могут объяснить, но освоить это можно только практически. Словесные и длительные разговоры дают мало (в наибольшей степени - развитие речи). А игра - это бесценный тренажёр для умения жить в социуме. В игре выявляется главный, становится понятным, кто свои и кто чужие, осваивается понятие справедливости и т.п. В игре ребёнок использует уже известные ему из семьи принципы, и проверяет их устойчивость в социальном и личностном варианте. Игра даёт ребёнку так много, что перечислить всё в коротком ответе на вопрос затруднительно. А получить это можно только в детском коллективе за пределами семьи.

    Но индивидуальные особенности каждого малыша придают общим нормативным принципам свою окраску. Очень важно определить именно для вашего ребенка этот момент, когда он готов идти в детский сад, так как есть риск навредить, отдав неподготовленного к саду ребенка, тем более что сейчас дети другие, чем 20-30 лет назад. Если до 4-х лет нет возможности ребенку остаться дома, то важно убедиться, что вашему ребенку не навредит детский сад, провести диагностику вовремя. Поэтому вопрос о том, когда именно Вашему сокровищу стоит идти в детский сад, можно обсудить с детским психологом.

  • Почему ребёнок дерётся? Мой 4-летний ребенок разозлится на меня и начинает бить ребят во дворе …

    Чаще всего агрессивное поведение ребёнка дошкольного возраста связано с его злостью в адрес родителей, в первую очередь, матери. Причин для этого может быть много. Подробный разговор с психологом может помочь их обнаружить и найти выход из положения.
    Вам неприятно, когда ребенок злится на вас? Воспитывая ребёнка, родители, как правило, в первую очередь запрещают ему злиться вообще, потому что "это нехорошо и некрасиво". А чувствовать гнев в адрес мамы вообще недопустимо. Но злость возникает, как совершенно нормальная, адекватная реакция на ситуацию, которая человека не устраивает, даже если этому человеку всего 4 года.
    «Выпустить пар» обожаемые родители запрещают, поэтому ребёнок неосознанно направляет свою злость на более допустимый объект, в данном случае - ровесников. Простое признание того факта, что ребёнок имеет право быть недовольным своими родителями, часто облегчает проблему. Неважно, оправдана ли злость с точки зрения взрослых. Она просто имеет право на существование. А вот как ее пережить самой маме? Об этом можем поговорить с Вами на консультации.

  • Как ребёнка лучше всего приучать к детскому саду? Мой сын плачет, когда я оставляю его в саду, а сама ухожу на работу. Воспитатели жалуются, что он писается в постель. Началось такое и дома.

    В традиционном варианте ребёнка отдают в детский сад в два-три года, потому что маме надо выходить на работу. По необходимости это происходит и раньше. Поэтому нужно подготовить себя и ребенка к этому непростому событию.
    Есть несколько причин, по которым малыш может долго привыкать к детскому саду:

    1. мама сомневается, правильно ли она поступает, оставляя своё сокровище в детском саду и испытывает чувство вины;
    2. мама продолжает кормить ребёнка грудью;
    3. ребёнок не приучен проситься в туалет, родители надевают памперсы;
    4. ребёнок сосёт пустышку, пальцы, волосы;
    5. ребёнок много времени проводит с няней.

    Что происходит в вашем случае – в этом нужно разбираться. Возможно, у вас есть младший ребенок, и поведение сына говорит о невыраженных чувствах по отношению к нему – ревности или злости. Такое происходит часто.
    Уникальность существования каждого малыша и каждой семьи формирует свой особенный путь. Как сделать посещение детского сада комфортным именно для Вашего ребёнка можно обсудить с детским психологом.

По обучению

  • Слышал, что подход Хеллингера запрещен на его родине, в Германии, почему вы проводите расстановки тогда?

    Автор метода системно-семейных расстановок - германский философ, теолог, миссионер, писатель Берт Хеллингер. Он разрабатывал свой метод несколько десятилетий, обучал учеников по всему миру и сейчас терапевты успешно используют в работе его классические расстановки. Но сам основатель сейчас трансформировал свой подход, метод стал далек от классического – именно этот вариант расстановок и запретили использовать в Германии.
    Специалисты нашего Центра используют первоначально созданный эффективно работающий метод классических расстановок. Обучают специалистов и интересующихся семейной психологией людей именно ему.
    Классические системно-семейные расстановки - уникальный высокоэффективный метод работы с семьей в более широком понимании - с семьей как с родом - предполагает, что семья, род представляют собой систему, жизнь которой подчиняется определенным законам, определенному порядку. Нарушение этих законов приводит к утрате любви и, как следствие, к конфликтам, разводам, невозможности создать семью, болезням, ранним смертям и несчастным случаям среди членов семьи - и взрослых, и детей.

  • Как отличить тревогу от страха?

    Тревога — предвосхищение сильного переживания, которое может случиться в далеком или не далеком будущем. Достаточно дискомфортное состояние фантазирования по поводу еще не случившегося неизвестного, в котором может существовать какая-то угроза нашей личности. Сопровождается энергетическим возбуждением и одновременным стремлением его подавить путем неосознаваемой задержки дыхания. Отличается от страха тем, что, как правило, плохо распознается, может не иметь реального источника опасности, способна жить в организме своей «отдельной» жизнью. Лишает человека возможности чувствовать себя в безопасности, идти вперед, развиваться, быть собой, радоваться тому, что уже есть.

  • Скажите, как строится обучение на ваших интенсивах, которые проходят на море?

    На наших интенсивных семинарах утро начинается с лекции. Лекции проводятся для всех – психологов и непрофессионалов таким образом, чтобы озвучить основные теоретические вопросы, темы и вместе с тем, чтобы сделать это понятным для всех языком. Лекция идет 30-40 минут и завершается обсуждением представленного в этот день материала. Вот, например, темы лекций интенсива 2016 года в Грузии «Отец. Бессилие и власть»:

    Ю. Артамонова: «Сильный отец/слабый отец»;
    Е.Шуварикова, М.Цветкова: «Закон отца. Эдипальный конфликт в жизни ребенка. Послание отца ребенку»;
    Ю. Артамонова: «Отцовская функция психотерапевта»;
    О.Богословская: «Роль матери в формировании образа отца. Отсутствие отца в жизни ребенка»;
    Н. Спирина: «Взгляд Б.Хеллингера на взаимоотношения отца и ребенка»;
    Е. Фридман: «Образ отца в русской литературе»;
    Н. Спирина, О.Богословская: «Отцы и дети. Биологический отец и другие экзистенциальные данности»;
    Е. Шуварикова: «Отец в группе. Взгляд группового психоанализа».

    После лекции все расходятся по ежедневно работающим обучающим группам трех уровней – клиентскому, терапевтическому, супервизорскому. Все участники интенсива учатся, только каждый на своем уровне и со своими ведущими. Обучающие группы работают 1,5-2 часа.

    После обеда проходит часовая индивидуальная терапия и супервизия. Для клиентов - это поддержка и помощь в решении их проблем. Для психологов и психотерапевтов – это практика работы под супервизией более опытных коллег. Для супервизоров – важная для практика наставничества.

    Вечером, после ужина проходят мастер-классы, группы расстановок, семинары.

    Таким образом во время интенсива мы все успеваем: с утра отдыхать на море, в течение дня учиться, а вечером общаться в кругу единомышленников.

  • Могу ли я прийти на программу обучения 1 ступени не будучи психологом, если мне хочется получить знания и навыки психологической помощи близким людям?

    Да, конечно, в программу 1 ступени по обучению основам гештальт-терапии и экзистенциальной терапии «Свобода быть собой» приходят начинающие психологи, и люди, интересующиеся практической психологией. Мы с удовольствием познакомимся на нашей программе и с вами. Опыт и знания, полученные в группе, безусловно, помогут вам в жизни, в отношениях с близкими, в трудных ситуациях. А часто случается и так, что придя в программу для себя, участник продолжает свое обучение практической психологии, решает даже сменить профессию. В нашей 15-летней практике обучения есть примеры, когда к нам приходили люди, далекие от психологии, а завершали свое обучение на 2 ступени уже готовыми психотерапевтами. Причем происходило это в зрелом возрасте – в 40 - 50 лет. О подобном опыте читайте в статье Надежды Коротеевой «Путешествие дилетанта по гештальт-терапии».

  • Очень хочется начать применять на практике свои знания, полученные в университете, но клиентов у меня нет. Боюсь, что растеряю полученное во время обучения … Можно ли у вас в центре начать свою практику?

    Да, можно. У нас есть такая форма поддержки начала практики, как стажировка психолога-консультанта. Под руководством опытного психолога вы работаете с клиентом, а затем обсуждаете в малой группе стратегию своей работы, применяемые методы и возможные пути решения проблемы клиента. С каждой сессией, они проходят еженедельно, вы приобретаете уверенность в своей работе психолога-консультанта. А клиент - возможность получить бесплатную психологическую помощь.

Задать вопрос

Напишите нам прямо сейчас
и получите
ответ специалиста

- 4 -