Психологический центр «Здесь и теперь»
+7 (495) 724-80-43

 

КОГДА НАЧИНАТЬ УЧИТЬ?

ЗАЧЕМ Я ХОЧУ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ?

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ БЫТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ?

Татьяна Шпилева

Уникальность профессии психотерапевта состоит в том, что, по сути наряду с профессиональными инструментами, психотерапевтическими методиками, психотерапевт воздействует на человека, лечит его своей личностью. В знаменитой «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б.Д.Карвасарского так говорится об этом: «Из-за специфики психотерапии он (психотерапевт – Т.Ш.) в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентаций и психотерапевтических технологий».

И что же тогда должно произойти, когда психолог-психотерапевт начинает учить психотерапии? Он должен своей личностью научить другую личность, как своей личностью лечить людей и оказывать влияние на изменения к лучшему в их жизни. Вот так. Вам не страшно от ответственности? Мне страшно. А если серьезно, ответственность, действительно огромная. Мы никогда не знаем, «как наше слово отзовется». И какая же это должна быть сложная работа – учить психотерапии. В своем докладе я сделаю акцент на личностный аспект психотерапевта, обучающего психотерапии, и попробую эту сложную тему разложить на простые составляющие, поразмышлять над тем, что кроется за поставленными в заглавии вопросами, и хотя бы отчасти приблизится к ответам на них.

Хотим мы того или нет, но в тот момент, когда мы начинаем учить, мы вступаем в овладение еще одной профессией, профессией преподавателя, педагога, учителя, наставника. И прежде, чем отвечать на поставленные в названии вопросы, стоит разобраться, в чем суть новой профессии, какие нужны профессиональные и личные качества, чтобы сочетать её с профессией психотерапевта.

Я не случайно использовала для описания новой роли психотерапевта, роли психотерапевта обучающего, разные названия. Синонимичны ли они? Давайте посмотрим.

Профессия учителя во все времена была и остается наиболее почетной, умение передать свой опыт людям, только входящим в профессию, - это талант. Профессия учителя не проста, она требует много труда и терпения.

Кто же такой учитель? В толковом словаре В.И.Даля слово «учитель» расшифровывается как «наставник, преподаватель». Можно по-разному толковать эти понятия, но, по мнению автора статьи «Учитель», размещенной на одном из учительских сайтов, мнения, с которым соглашаюсь и я, учитель – это, в первую очередь наставник. То есть человек, который не просто передает знания своего предмета, а своей личностью учит быть. Человеком и профессионалом. В какой-то степени оказывает педагогическое воздействие на личность обучаемого. Что столь важно для специфики профессии психотерапевта.

Владимир Иванович Даль говорил: «Ученье требует призванья». Эта мысль настолько важна, что Даль включил ее в свой толковый словарь как пример использования слова «учить». Чувствуешь в себе призванье к тому, чтобы передать другому всё, что имеешь и умеешь - ты учитель, наделенный миссией. Нет такого ощущения – ты всего лишь преподаватель, овладевший профессией.

Как происходит, что психолог-психотерапевт начинает заниматься обучением?

Е.П.Ильин в книге «Мотивация и мотивы» говорит о двух видах мотивации к занятию педагогической деятельностью: экстринсивной (обусловленной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутренней, связанной с личными потребностями, установками, интересами, влечениями и желаниями). То есть в жизни человека происходит некий движущий импульс извне или изнутри. Например, внешним импульсом может быть необходимость заменить отсутствующего преподавателя или банальная возможность заработать при нехватке денег.

Если же говорить о внутреннем импульсе, то могут быть самые разнообразные мотивы для занятия педагогической деятельностью. Е.П.Ильин выделяет четыре группы учителей по характеру доминирования мотивов.

Давайте посмотри, что же это за мотивы:

1 С доминированием долженствования (43%) (начальник поставил, диплом психолога-преподавателя, все в моём возрасте и статусе обучают и я должен, должен чем-то зарабатывать себе на жизнь).
3. С доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%) (увлеченность предметом).
4. С доминированием потребности в общении с детьми (11%). Хотя психотерапевт, занимающийся педагогической деятельностью, работает со взрослыми, мотив общения, безусловно существует и у него. И здесь под общением можно понимать целый спектр потребностей – от потребности во власти и самоутверждении до потребности обмена душевным теплом.
5. Без ведущего мотива.

Как пишет Е.П.Ильин, «последние имеют и самые высокие квалификацию и авторитет». Очень интересная, на мой взгляд, группа педагогов. Стоит на неё посмотреть более пристально, что мы и сделаем позже.

А вот как Е.П.Ильин говорит о том, как различные виды мотивации влияют на педагогический процесс:

«Разносторонняя мотивация учителя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к поведению учащихся и усвоению ими учебного материала.»

Доминирование у учителя мотива долженствования приводит к предъявлению учащимся большого количества требований не только по усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера.

Учитель с доминированием мотива увлеченности учебным предметом в основном предъявляет требования к усвоению учебного материала.

Наконец, учитель с выраженной потребностью общения с детьми на фоне малого количества требований всё же предъявляет больше требований к личности учащихся».

Стоит сказать, что в силу специфики деятельности психолога-психотерапевта, у него могут быть еще и такие внутренние мотивы к занятию педагогической деятельностью, как продвижение себя, как специалиста, и своих услуг через преподавание.

Итак, так или иначе, психолог-психотерапевт начинает обучать. Нравится ему это или нет, но он вступает на путь овладения новой профессией и развития себя от преподавателя к учителю. И здесь на поверхности появляется понятие педагогической культуры учителя, как неотъемлемой части профессии, занимающее основополагающее значение в теме учительства.

Что же это такое? Вот что об этом пишется в википедии:

«Педагогическая культура учителя — совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей».

В. А. Сластёнин выделяет следующие составляющие профессионально-педагогической культуры:

  • аксиологическая составляющая;
  • технологическая составляющая;
  • личностно-творческая составляющая.

В свете изучаемой нами темы, давайте пристальнее посмотрим на личностно-творческую составляющую.

К личностно-творческой составляющей педагогической культуры учителя относятся:

  • ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей;
  • гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;
  • педагогическое мастерство;
  • установка на самосовершенствование;
  • культура поведения и общения, педагогический такт;
  • личностная самостоятельность учителя;
  • общая педагогическая эрудиция;
  • доброжелательность, общительность и увлечённость работой.

Ершова А.П. и Букатов В.М. в « Режиссура урока, общения и поведения учителя» говорят о качествах, которыми должна обладать личность для эффективной педагогической работы. Среди этих качеств:

  • способность к эмпатии, чувствительность;
  • умение придать личностную окраску преподаванию;
  • установка Я-концепции;
  • умение управлять собой и детьми;
  • владение разными стилями формального и неформального общения;
  • эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность;
  • умение регулировать конфликты ненасильственным путём;
  • уважительное отношение к чужим традициям и верованиям;
  • творческий подход к работе;
  • способность к рефлексии.

Сюда же добавлю хорошую грамотную речь и умение хорошо выглядеть. Об этом также говорится в литературе, описывающей подготовку учителей. А для психотерапевта – это, наверное, уважение, проявляемое им по отношению к своим клиентам, пациентам, студентам, коллегам и просто к окружающим его людям.

А вот из чего складываются критерии успешности учителя:

Отношение к людям:

- доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе:

- чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе:

- трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

Творческий подход к работе, гибкость:

- знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием. Обладает чувством юмора.

Редко в учительскую профессию приходят люди с уже развитыми подобными качествами. Думается, это те самые 7% с неясной мотивацией, о которых говорилось выше. Скорее всего, каждый учитель с большой буквы проходит путь развития в себе этих качеств, путь от преподавателя до наставника.

Интересно сравнить перечень необходимых личностных качеств для эффективной педагогической работы с необходимыми личностными качествами психолога-психотерапевта. Среди Г.И.Колесникова и С.В.Стародубцев называют:

  • Эмпатия. Постижение эмоционального состояния другого человека. Сопереживание и сочувствие. Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям и доброту. Очень похоже на хорошего учителя, не правда ли?!
  • Позитивное отношение.Равнозначно термину, который ввёл К.Роджерс – «безусловное позитивное отношение». Безусловное принятие. И снова то же, что необходимо учителю.
  • Искренность. А разве может учитель быть неискренним? Ему же просто не будут доверять!
  • Чувство юмора. Фрэнсис Бэкон однажды заметил, что : «Умение перейти от шутки к серьезному и от серьезного к шутке требует большего таланта, чем обыкновенно думают. Нередко шутка служит проводником истины, которая не достигла бы цели без её пособия».
  • Чувство трагичности бытия. Французский философ 20 века Андрэ Моруа в своём эссе «Письма к незнакомке» писал о том, что человек – единственный из живых существ, кто знает, что смертен, но тем не менее любит, мечтает, надеется и творит добро.
  • Конкретность.Под конкретностью, в психотерапевтическом смысле, понимается умение не просто слушать, но слышать слова другого человека, не интерпретируя сказанное, но проясняя его.
  • Самосознание и рефлексия.
  • Смирение и духовность. Говоря об этих важных качествах, важно помнить, что это ты служишь человеку, обратившемуся к тебе за помощью, а не наоборот. Также необходимо знать свои человеческие и профессиональные ограничения. Уважая чужие ценности, иметь свою систему ценностей.

По мнению авторов, именно через синтез данных способностей достигается развитие личностных и профессиональных качеств. Одно не всегда предполагает другое, но высокий технический уровень, не освящённый духовностью, - ничто, поскольку главным психотерапевтическим инструментом является личность специалиста.

Таким образом, если сопоставить личностные качества хорошего учителя и необходимые личностные качества психолога-психотерапевта, очевидно, что у хорошего психолога-психотерапевта, как у личности, есть всё для того, чтобы быть хорошим учителем.

Посмотрим, в какой момент профессионального развития у психолога-психотерапевта появляются эти качества.

Используем для этого описание стадий профессионального становления психотерапевта, перечисленные Ю.Г.Артамоновой в статье «Профессиональное становление психотерапевта».

Возможно, что профессиональное развитие психолога-психотерапевта от преподавателя к учителю идет параллельно с его профессиональным становлением как просто психолога-психотерапевта. Давайте вместе на это посмотрим. И на каждой стадии профессионального развития попробуем прояснить, какие мотивы движут специалистом в его стремлении учить. Для этого используем группу мотивов 1-4, приведенную выше.

Первая стадия – это стадия принятия решения стать психотерапевтом. «Оптант (от лат. - желание, выбор) этап сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути». Что означает принять решение стать психотерапевтом? По сути, это не только принятие решение изменить себя и свою жизнь, но и признание готовности всю свою профессиональную жизнь познавать себя, менять себя, всю жизнь учиться, нести ответственность за каждое свое слово. В конце концов, это решение означает решение стать публичным человеком.

В основном, на данном этапе, все эти аспекты будущей профессиональной жизни не осознаются, а есть стремление помочь себе и близким людям. Поэтому осознавание себя и своих чувств или отсутствует или очень мало. Тревога, как ведущее чувство, сосуществует рядом со стремлением получить знания для того, чтобы что-то с собой и близкими людьми технически сделать, чтобы привести жизнь в порядок. Если у человека уже есть высшее образование в смежной психологии области, например медицина, философия, педагогика, то он может стать преподавателем какой – то психологической дисциплины из мотива интереса к ней. Таких примеров было очень много в годы перестройки и ближайшее постперестроечное время, когда интерес к психологии был очень высок, а преподавателей не хватало, и преподавать шли люди самых различных профессий.
Мотивы: 1-3. Преподаватель.

«Адепт (в переводе «тот, кто посвящен в тайны какого-либо учения, сильный приверженец»). Это стадия профессиональной подготовки и обучения». Что происходит с личностью на этой стадии? Человек не только учится, но и лечится, - проходит свою личную психотерапию. Во всех серьезных учебных заведениях, где обучают психотерапевтов, прохождение личной психотерапии неотъемлемо и обязательно для выдачи подтверждающих документов.

В этот период личность студента переживает много диффузной тревоги и возбуждения, с одной стороны, и захватывающих чувств новизны и прикосновения к чему-то неведомому, большому, интересному, с другой. Мне кажется, что в этот момент у человека появляется очень ресурсное мета-чувство (по классификации Б.Хеллингера), возникающее при соприкосновении с системами, большими, чем отдельная человеческая жизнь. Начинается осознавание себя как части человечества в целом. «О, это не только я так чувствую и переживаю… Оказывается, в схожей ситуации и другим людям свойственно так же чувствовать и так поступать…».

Адепт-преподаватель в это время тоже развивается. Появляется эмпатия, сочувствие, сострадание к другим людям и, соответственно, необходимые деликатность и бережность, столь необходимые учителю.
Мотивы: 1-3. Преподаватель.

«После окончания обучения начинается стадия адаптации - вхождение в профессию. Появляются первые постоянные клиенты, а сама стадия заканчивается, тогда, когда специалист начинает осознавать, что он оказывает значительное воздействие на своих клиентов. Основное состояние новичка на этой стадии - недостаток уверенности в себе, в своих силах, нехватка знаний о результатах терапевтической работы. Адаптант находится в состоянии постоянного ожидания катастрофы, боится сказать фразу, которая, якобы, может иметь непредсказуемые последствия для состояния клиента, и даже для его судьбы. На этом этапе у психолога ещё нет ясного видения того, что представляет собой процесс психотерапии, и какова может быть степень его влияния на клиента».

У столь болезненных профессиональных переживаний есть положительная сторона. Психолог-психотерапевт учится в это время выдержке и самообладанию, развивает умение управлять собой и самоценность. Эмпатия тоже увеличивается. «Теперь я знаю, как себя чувствуют люди, занимающиеся новой деятельностью, или работающие с людьми». Помните необходимые качества педагога? Педагог тоже в это время развивается. И он тоже не уверен, что студенты его слышат, и не чувствует уверенности в себе, что стимулирует развиваться и искать новые творческие подходы к изложению материала. Вот и необходимый для учительской работы «творческий подход» появился!
Мотивы 1-3. Преподаватель.

Четвертая ступень профессионального становления – «интерн». Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на приемлемом уровне.

На этой стадии происходит движение от пассивности и зависимости к частичной автономии и активности. Начинающий психотерапевт теперь может действовать самостоятельно, а не просто пассивно выполнять все инструкции супервизора. В борьбе интерна за автономию, происходят колебания от завышенной самоуверенности до полного самоуничижения, от глубокой приверженности психотерапии до сомнений в выборе профессии. Возросшая ответственность за терапевтический процесс и осознание того, что он может благотворно влиять на клиента, приводят к тому, что на этой стадии психотерапевт начинает колебаться от переоценки своих возможностей до их недооценки. Чувство всемогущества сопровождается виной за то, что он якобы мог сделать, но не сделал.

Может преподавать. Мотивы 1-3. Интерн соприкасается с закулисьем профессии, погружаясь в весь спектр амбивалентных чувств, сопровождающих работу психотерапевта. Теперь он знает, как это, когда клиенты заполняют все твои мысли, даже по ночам. Когда стоит прикладывать огромные усилия, чтобы работа не поглотила тебя. Думается, что именно на этой стадии преподаватель психологии и психотерапии трансформируется в учителя, поскольку он уже знает о профессии психотерапевта не только с парадной стороны, но и из «закулисья».
Мотивы 1-4. 4 – появляется «служение».
Пятая стадия – профессионализм.

Психолог, сознательно или нет, развивает в себе те качества, которые, по его представлению, согласуются с образом «хорошего психолога».

Учитель в нём тоже развивается. Это развитие проявляется через разные профессиональные формы: чтение лекций, выступления в профессиональных сообществах, написание статей, супервизия коллег, ведение профессиональных обучающих программ по психотерапии. Наряду с мотивами 1-3, в мотиве 4 к служению добавляется появляющаяся потребность отдавать, делиться знаниями.

Часто на этой стадии у терапевта появляется более пристальное внимание к «духовности», к её значению для успешной психотерапии. Естественно предположить, что духовность влияет и на учителя, - психотерапевт так или иначе транслирует тем, кто у него учится, свою духовную сторону.

Как-то я услышала фразу: «Если Вы – христианин, вы не должны кричать об этом на всех углах, но Вы – плохой христианин, если окружающие не догадываются, что Вы – христианин».

О.А. Бартилевич пишет, что « с глубокой древности вопрос духовно-нравственного воспитания является одним из важнейших. Духовно-нравственное воспитание способствует выявлению внутренней сути человека». К чему, в конечном счете, на мой взгляд, и стремится человек, идущий в профессию психотерапевта.

Также О.А.Бартилевич говорит о том, что «в современном образовании увеличивается разрыв между интеллектуальной подготовленностью и нравственной воспитанностью…, профессионально-технической подготовкой специалистов и их духовной и нравственной культурой».

Великий русский философ Иван Александрович Ильин определяет духовность, как важнейшую педагогическую задачу. «Говоря о духовности или духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию. Дух есть нечто, что каждый из нас переживает в своём опыте. Он есть подлинная реальность и притом драгоценная реальность – самая драгоценная из всех. Тот, кто жаждет духа, должен заботиться об обогащении своего опыта; не о наполнении своей памяти из чужих книг и не об изощрении своего ума умственной гимнастикой; но о разыскании в непосредственной жизни всего того, что придаёт жизни высший смысл, что её освещает. Один найдёт этот творческий смысл жизни в природе, другой – в искусстве, третий – в глубине собственного сердца, четвёртый в религиозном содержании».

Шестая стадия – мастерство. «Мастер - когда о работнике можно сказать: «лучший» среди «хороших», т.е. работник заметно выделяется на общем фоне. Человек на данном этапе создает устойчивое профессиональное и социальное положение».

Достигший этой стадии психотерапевт приобрёл навыки, и успешно их применяет. Клиенты, однокашники и более опытные коллеги считаются с ним, что в свою очередь помогает интернализации чувства собственной значимости.

Преподавательская практика на данной стадии также расширяется. Учитель растёт и востребован. Мотивы 1-4. Однако, на этой стадии обнаруживаются подводные камни успешности и востребованности, и начинается самый сложный этап в жизни психотерапевта, как учителя. Этап «испытания медными трубами», испытания славой. Он продлится до конца физической жизни человека.

Заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.,5.3). Если мастер не присваивает все свои знания, умения, наития и творческие находки себе, своей самости, а признает их наличие действием в своей душе высшего начала, Божьего промысла о себе; если он, считает себя не автором, а проводником, то выходя на следующую стадию, стадию авторитета, психотерапевт становится учителем.

Если мастер не справляется с «медными трубами», то пребывая в состоянии самообмана и нарциссического самообольщения своей «грандиозностью», он вольно или невольно становится авторитетом-разрушителем. Чужих личностей и чужих судеб. Однажды услышала цитату из древней святоотеческой книги: «ты можешь делать, что хочешь, и как хочешь. Но ты не можешь делать столько, сколько ты хочешь». Больно и горько узнавать, когда кто-то из известных авторитетов, еще пребывая в достаточно молодом возрасте, вдруг внезапно погибает, умирает или заболевает смертельной болезнью.

Заслуженный учитель России, член союза писателей протоиерей Артемий Владимиров, объясняя наставление Святого Оптинского старца Анатолия о необходимости «умереть для ближних», говорил, что «умереть для ближних» - это значит «прекратить нагло и бесцеремонно вламываться в их души. Нельзя хозяйничать в человеческих сердцах, ограничивать человеческую свободу».

Мотивы – наряду с 1-3 по необходимости, преобладает мотив 4. Вот те самые 7%! Помните, мы говорили в начале о группе педагогов с неясными мотивами и обладающими наивысшей квалификацией и авторитетом?!

«Авторитет - «лучший среди мастеров», а наставник – не только лучший среди профессионалов, но и учитель». Основные чувства и психотерапевта, и учителя – спокойствие, стабильность и коллегиальность со старшими, равными и младшими коллегами.

Учитель – полностью автономный профессионал.

Как психотерапевт «он пересматривает и бросает вызов «терапевтическим истинам». Он не старается подражать старым моделям, а всё больше персонализирует свой собственный терапевтический стиль». В большей степени интересуется исследованиями психотерапии, к работе подходит творчески, склонен экспериментировать, искать новые пути и возможности.

Он спокоен, он знает свои сильные и слабые стороны, свои ограничения. Он знает все чувства, присущие человеческой природе, он умеет их регулировать и управлять своими состояниями. Как учителю, ему уже ничего не надо специально делать. Он учит просто собой, - тем, как он живёт, как думает. Знания переполняют его, потребность делиться ими органична для него, как потребность в дыхании. Свою жизнь он воспринимает как «служение». Служение людям и добру. Его жизнь подчиняется закону, который хорошо иллюстрируется притчей, рассказанной митрополитом Антонием Сурожским в одной из своих проповедей:

«В старой сказке говорится, как спросили некоего мудреца: «Какое самое важное время жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее совершить?» И ответ был таков: «Самое важное время жизни – это теперешнее мгновение, потому что прошлое утекло, а будущее ещё не встало; самый значительный человек в твоей жизни – тот, который сейчас перед тобой, и которому ты можешь сделать добро или зло; и самое важное дело в жизни – в это мгновение, этому человеку дать всё, что может быть ему дано…».

На стадии авторитета учитель не почивает на лаврах, - это стадия бесконечного познания. Себя и других людей. Писатель, автор многих книг и статей, протоиерей Андрей Ткачев говорит о том, что «глубины человеческие непостижимы». А Хантер Бомон, психотерапевт и учитель с мировым именем, обучая у нас в России мастеров-расстановщиков, как-то заметил, что эта часть жизненного пути – «бесконечное изучение собственного нарциссизма».

Глядя на свой собственный опыт и опыт своих коллег, хочется отметить, что процесс прохождения описанных стадий не линеен, как и всё в нашей жизни. И каждый психотерапевт имеет свои ответы на поставленные в названии статьи вопросы. Главное, наверное, осознавать, что ты делаешь, и нести ответственность за это.
В завершение хочется сказать, что автор не претендует на абсолютную истину. Всё, о чём мы с вами здесь говорили, - это размышления человека, почти двадцать лет живущего в такой сложной, такой нужной и такой прекрасной профессии, как психолог-психотерапевт.