Психологический центр «Здесь и теперь»

4 шага консультирования родителей

Я работаю в детском саду, и больше всего люблю индивидуальное консультирование родителей. Когда я встречаюсь с мамой ребёнка, открывается другая сторона жизни малыша - всё то, что влияет, формирует, помогает или мешает его свободному развитию, и мне становится легче работать на его благо. Индивидуальное консультирование – это одна из эффективных форм работы с родителями воспитанников детского сада. Как показывает опыт, ее результативность возрастает в сочетании с другими видами психологической помощи, такими как групповое консультирование и беседы на собраниях, памятки и специально организованные занятия для группы родителей. Ценность индивидуального консультирования родителей связана с основной целью работы детского сада - социализацией ребенка. Здесь нет противоречия или противопоставления, хотя используются слова, казалось бы, противоположные по смыслу: «индивидуальный» и «социальный». В условиях детского сада ребёнок должен научиться ладить с другими и отстаивать свои интересы, осознавать ценность собственной личности и уметь работать в команде. Это всё в целом и составляет понятие социализации.

Индивидуальное консультирование мне нравится именно потому, что может помочь родителям примирить большую потребность ребёнка в родительской любви и внимании с необходимостью посещения детского сада. А мне, педагогу- психологу, - создать психологический комфорт для ребёнка, для его успешного развития и обучения с учётом личностных особенностей и конкретных условий каждой семьи. Причины для консультативной встречи всегда именно эти, хотя поводы могут быть разными (плановое диагностическое обследование, результаты наблюдений специалистов и воспитателей и др.).

Консультацию можно условно разделить на четыре части:

1. Приветствие

Я здороваюсь вежливо и приветливо, предлагаю снять верхнюю одежду и сесть, где удобнее. Если это первая встреча, то представляюсь и спрашиваю имя и отчество, а также уточняю имя ребёнка, и записываю это. Сообщаю, что буду делать записи во время разговора, чтобы лучше всё запомнить. Обязательно убираю звук на мобильном телефоне и ставлю часы в поле зрения.

Процесс консультирования начинается с установления доверительных отношений с родителем. И не так уж важно, кто был инициатором встречи - сам факт прихода уже говорит о некоторой готовности к сотрудничеству. И простая, но неформальная вежливость в сочетании с доброжелательностью и вниманием создает основу для диалога с первых минут встречи.

2. Рассказ родителя

В этой части я слушаю, как родитель, чаще всего мама ребёнка, объясняет, что её беспокоит. Если рассказ очень короткий, я уточняю детали и делюсь собственными наблюдениями за ребёнком. Если мама рассказывает очень подробно, уходя в сторону, то уточнения направлены на выделение главного в её рассказе. Во всех случаях для правильного выбора приёмов и рекомендаций психологу очень важно получить объективную и разностороннюю информацию о жизни ребёнка вне детского сада.

Помощь здесь может оказать такой тактический приём, как описание обычного дня в семье. Это делается с целью ближе познакомиться с жизнью семьи или просто понять, как проводит время малыш, когда его забирают из детского сада или до того, как приводят. Одновременно это снижает напряжение мамы или папы, потому что возвращает в будничные воспоминания. Простые вопросы о том, кто встает первым, как будят малыша, как он умывается и т.п. помогают психологу составить действительно подробную картину жизни ребёнка. Становится понятнее, как родители общаются с сыном или дочкой и между собой, хватает ли внимания друг для друга и тепла в отношениях. Это проявляется в словах, которые использует рассказчик для описания ситуации, его интонации, мимике.

Удачно дополняют рассказ о буднях истории о том, как семья проводит выходные и праздники, как отмечает дни рождения членов семьи. Из этих историй видно, существуют ли какие-то формы совместной деятельности детей и родителей, есть ли место их личностному и познавательному общению. Или все контакты существуют только по поводу приёма пищи и сна.

После такого разговора многое проясняется, в частности, какое именно место реально занимает ребёнок в данной семейной системе, и что можно предложить родителям для решения их проблем. Нередко бывает, что родители после собственного подробного рассказа сами замечают недостаточность контактов с детьми, свою повышенную требовательность или дефицит теплоты. И уже готовы к изменениям.

3. Рекомендации

В этой части я высказываю предположение о том, что именно стоит за проблемами в поведении ребёнка и даю рекомендации. При этом я обязательно выясняю, насколько откликается маме моя версия. В большинстве случаев сложности в поведении детей объясняются дефицитом родительского внимания и любви. Поэтому чаще всего я рекомендую использовать контакт глазами при позитивном общении с ребёнком, увеличить число ласковых прикосновений, употреблять Я-сообщения. И очень подробно объясняю, как это делается.

Для стимуляции родительской наблюдательности и одновременно активизации интереса к собственной работе по изменению отношений в семье, очень хорошо подходят домашние задания. В первую очередь, это использование записей типа дневниковых. Например, подсчёт времени, которое мама реально проводит с ребёнком в течение дня, или число телесных контактов и т.п. Это дисциплинирует родителей, позволяет увидеть реальное положение дел, а затем помогает обнаружить положительные изменения. Хорошо, если мама записывает конкретные приёмы, например, использование Я-сообщений. Так легче будет вспомнить и остальные пояснения психолога.

Если есть домашние задания, то обязательно назначается встреча для проверки их исполнения. Конечно, не стоит подходить к этому формально и требовать предъявления дневниковых записей. Достаточно просто интересоваться тем, что они ведутся. Но встречи для контроля за изменениями или для анализа необходимы. Проводятся они в том же доверительном и уважительном ключе. Очень важно понимание со стороны специалиста, что желание родителя что-то изменить в отношениях с ребёнком уже значимо, но ещё не решение всех проблем. В первую очередь, нужны реальные действия и усилия. Даже минимальные шаги заслуживают горячей поддержки, а возникающие препятствия – сочувствия со стороны специалиста. Трудности в поведении или состоянии ребёнка формировались не один день, поэтому и позитивные изменения требуют времени.

4. Завершение

В этой части консультации я напоминаю маме, опираясь на её рассказ, как много она делает очень грамотно и на пользу ребёнку, что её визит – ещё одно тому подтверждение. В конце я обязательно благодарю за визит, мы договариваемся о следующей встрече, и я отмечаю дату в календаре.

Иногда случается, что разговор о ребёнке превращается в рассказ матери о её собственных трудностях. Если мне кажется, что это в интересах малыша, я даю маме возможность выговориться. Затем всё равно обсуждаю с ней проблемы ребёнка, но очень кратко, и завершаю консультацию.

Суть доверительных отношений состоит не только в том, что психолог обещает сохранить в тайне некие семейные секреты. Это очень важное условие, но не главное. Многие подробности семейной жизни, в которые взрослые не хотели бы посвящать других, становятся известными просто из-за детской непосредственности. Являясь свидетелями неприглядных, но регулярных сцен, дети часто включают их в свою игру, и тем самым делают достоянием окружающих,

Основу доверительных отношений с родителями составляет уважительное отношение специалиста к родительским правам и ответственности. Это крайне важное положение. Порой наше сочувствие к малышу и досада или даже гнев на родителей, которые делают что-то не так, возникает именно из-за недостатка такого уважения. Мама и папа дали жизнь этому человеку, и с величием этого факта не может сравниться никакое наше влияние. Ответственность за ребёнка, его физическую целостность и психическое здоровье, в конечном счёте, лежит только на родителях. Несмотря на всех специалистов, которые могут им помогать.

Утверждение, что родители - самые главные люди в жизни и судьбе ребёнка, вовсе не новость. Для психолога важно не только знать это как бесспорный факт, но и признавать за конкретными людьми их безусловную значимость в реализации родительских прав и несения родительской ответственности в отношении малыша.

Иногда кажется удивительным, что именно такое искреннее уважительное отношение к родителям позволяет им быть более внимательными к рекомендациям психолога. В этом случае специалист не пытается подменить собой маму или папу и способен удержаться от осуждения.

Распространенное убеждение, что ругать надо, чтобы стало лучше, влияет на родительскую воспитательную позицию. И психологу крайне важно удерживаться в позитивном спектре, не обвиняя родителей. Возникновение чувства вины и стыда у матери, казалось бы, говорит о её понимании и осознании своих неверных действий или поступков. Однако переживание вины мешает видеть реальную ситуацию. Мама снова и снова мысленно возвращается к воспоминаниям о своих промахах, вместо того, чтобы исправлять ошибки. И в общении с ребёнком может пойти по пути задабривания или подкупа вместо налаживания здоровых отношений.

К тому же чувства стыда и вины не очень приятные, и защищаясь, родитель может безотчётно обратить свой гнев на психолога, который вызвал у него такие чувства. Таким образом, контакт между ними будет прерван, рекомендации специалиста покажутся неубедительными, а интересы ребёнка пострадают.

Работа с родителями в режиме индивидуальных консультаций – очень непростая и деликатная работа. И результаты заметны не сразу. Зато приносит несомненную пользу детям и их родителям, а психологу дарит профессиональное удовлетворение.